Федотов

I

Федо́тов

Григорий Иванович [11(24).4.1916, поселок Глухово, ныне Ногинского района Московской области, – 8.12.1957, Москва], советский спортсмен-футболист, заслуженный мастер спорта (1940), тренер, офицер Советской Армии. В конце 30-х–40-х гг. один из лучших футболистов Европы, с именем которого связано становление сов. школы футбола. Чемпион СССР в 1946–48 (в составе команды ЦСКА). В 1964 ЦСКА учрежден переходящий приз им. Ф. для самой результативной (забившей наибольшее количество мячей) команды очередного чемпионата СССР по футболу. Именем Ф. назван символический футбольный клуб, в который зачисляются нападающие команд высшей лиги, забившие в первенствах СССР свыше 100 голов. Награжден двумя орденами, а также медалями.

Соч.: Записки футболиста, [М.], 1952.

Лит.: Ланщиков А., Рыцарь зелёного поля, в сборнике: Спортсмены, М., 1973.

II

Федо́тов

Павел Андреевич [22.6(4.7).1815, Москва, – 14(26).11.1852, Петербург], русский живописец и график, родоначальник критического реализма в рус. изобразительном искусстве. Учился в 1-м Московском кадетском корпусе, служил в Финляндском полку в Петербурге. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834–45). Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. К первому периоду творчества (до середины 1840-х гг.) Ф. относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1844–46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Ф. впервые сформулировал программу критического реализма. В зрелый период творчества (до конца 1840-х гг.) Ф. перешёл к работе масляными красками, создал серию картин («Свежий кавалер», 1846, «Разборчивая невеста», 1847, «Сватовство майора», 1848, все – Третьяковская галерея, Москва), в которых приходит к новой системе развёртывания сюжета, обогащенного конфликтом и временным единством действия, отказывается от карикатурности, соединяет критический пафос с поэтическим представлением о мире, добивается гармонической композиции, чистоты красок, отделанности деталей. Используя традиции народного творчества, Ф. сочинял стихи на сюжеты своих картин и читал их в раёшном духе на выставках. Лучшие живописные портреты Ф. – небольшие по размерам, представляющие модель в интимной обстановке, отмечены живописным единством («Е. Г. Флуг», около 1850, «Н. П. Жданович», 1849, оба – Русский музей, Ленинград). В рисунках Ф. достигает линейного и ритмического совершенства, продолжая работать над серией графических листов нравственно-критического содержания. В конце 1840-х гг. к Ф. пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Причастный к делу петрашевцев (См. Петрашевцы), гонимый цензурой и прессой, обречённый на нищенское существование, он оказался в бедственном положении. Поздний период жизни и творчества Ф. (1850–52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. Отказываясь от сатиры, Ф. создаёт образы, проникнутые сочувствием к человеку, новым пониманием живописных и графических проблем («Вдовушка», 1851–52, «Анкор, ещё анкор!», 1851–52, обе – Третьяковская галерея, «Игроки», 1852, Киевский государственный музей русского искусства). Незначительный факт, положенный в основу сюжета, вырастает в обобщённый образ почти символического характера, передавая безысходность человеческой жизни в условиях николаевского режима. Используя контрасты светотени, разрушая локальную живописную систему, Ф. обретает живописное единство, эквивалентное образной идее. Творческое наследие Ф. сыграло видную роль в развитии русской живописи 2-й половины 19 в.

Лит.: Дружинин А., Воспоминание о русском художнике П. А. Федотове, «Современник», 1853, №2; Лещинский Я. Д., П. А. Федотов – художник и поэт, Л. – М., 1946; Леонтьева Г. К., П. А. Федотов. Основные проблемы творчества, Л. – М., 1962; Сарабьянов Д. В., П. А. Федотов, [М., 1969]; его же, П. А. Федотов и русская художественная культура 40-х годов XIX века, М., 1973.

В. Сарабьянов.

Федотов

П. А. Федотов. Этюд к картине «Игроки». 1851—52. Итальянский карандаш, мел. Русский музей. Ленинград.

Федотов. Рис. 12

Федотов П. А. «Кухарка с блюдом в руках». 1848. Рисунок. Русский музей, Ленинград.

Федотов. Рис. 13

Федотов П. А. «Молодой человек с бутербродом». 1849. Рисунок. Третьяковская галерея, Москва.

Федотов. Рис. 2

Федотов П. А. «Вдовушка». 1851—52 Русский музей, Ленинград.

Федотов. Рис. 3

Федотов П. А. «Игроки». 1852. Киевский государственный музей русского искусства.

Федотов. Рис. 4

Федотов П. А. «Сватовство майора». 1848. Фрагмент. Третьяковская галерея, Москва.

Федотов. Рис. 5

Федотов П. А. «Разборчивая невеса». 1847. Фрагмент. Третьяковская галерея, Москва.

Федотов. Рис. 6

Федотов П. А. «Магазин». 1844. Сепия. Третьяковская галерея, Москва.

Федотов. Рис. 7

Федотов П. А. «Кончина Фиделки». 1844. Сепия. Русский музей, Ленинград.

Федотов. Рис. 8

Федотов П. А. «Крестины». 1847. Тушь. Третьяковская галерея, Москва.

Федотов. Рис. 9

Федотов П. А. «Свежий кавалер». 1846. Третьяковская галерея, Москва.

Федотов. Рис. 10

П. А. Федотов. «Анкор, ещё анкор!». 1851—52. Третьяковская галерея. Москва.

Федотов. Рис. 11

П. А. Федотов.

III

Федо́тов

Сергей Александрович (р. 19.3.1931, Ленинград), советский геофизик, член-корреспондент АН СССР (1970). В 1953 окончил МГУ. В 1957–71 работал в институте физики Земли АН СССР им. О. Ю. Шмидта. С 1971 директор института вулканологии Дальневосточного научного центра АН СССР, вице-президент Международной ассоциации вулканологии и химии недр Земли (1975). Основные труды по изучению глубинного строения и сейсмичности Земли, свойств мантии, механизма глубинной магматической и вулканической деятельности, долгосрочному сейсмическому прогнозу. Награжден орденом Октябрьской Революции.

Соч.: О сейсмическом цикле, возможности количественного сейсмического районирования и долгосрочном сейсмическом прогнозе, в кн.: Сейсмическое районирование СССР, М., 1968; О связи вулканов с тихоокеанским фокальным слоем, механизме подъёма магм и возможном положении мантийных областей питания вулканов, в кн.: Геодинамика, магмообразование и вулканизм, Петропавловск-Камчатский, 1974.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. ФЕДОТОВ — ФЕДОТОВ Георгий Петрович (псевдоним Ε.Богданов) [1 (13) октября 1886, Саратов – 1 сентября 1951, Бэкон, Нью-Джерси, США] – русский религиозный мыслитель, историк культуры, эссеист, публицист христианско-социалистического направления. Новая философская энциклопедия
  2. ФЕДОТОВ — см. ФЕДОТИХИН Словарь русских фамилий
  3. ФЕДОТОВ — ФЕДОТОВ Георгий Петрович (1886-1951) — русский мыслитель, философ, историк, публицист, профессор по кафедре истории средних веков в Саратовском университете (1920). Новейший философский словарь
  4. Федотов — Павел Андреевич — высокоталантливый рисовальщик и живописец, родоначальник юмористического жанра в русской живописи, сын очень бедного чиновника, бывшего воина Екатерининских времен, род. в Москве 22 июня 1815... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  5. Федотов — Георгий Петрович Федóтов (1886-1951) рус. религиозный мыслитель, историк, культуролог, публицист. Высланный за границу как участник революции 1905, изучал историю в Берлин. и Иенском ун-тах; позже, учась на историко-филол. ф-те С.-Петербург. Словарь по культурологии